?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наше новое кино

Прочел содержание нового масштабного кино-проекта ОРТ "Первый после Бога". Прототип главного героя, очевидно Александр Маринеско... Как-то тоскливо на душе – доколе же это будет продолжаться? Из фильма в фильм убивают великую историю нашей Родины. Великая история Родины выхолащивается и низводится до мелочных страстишек одних «маленьких людей» и больших гадостей других «маленьких людей» которые олицетворяют государство. Маленькие страсти маленьких людей на фоне больших исторических событий, это вполне по-американски и значит, вполне современно, а вот дальше начинаются различия.

У американцев "маленькие страсти" их подъемы и падения прямо коррелируют с историческим фоном, создавая дополнительные переживания для зрителей, как в личностном контексте, так и в мировоззренческом – в осознании величия собственной Родины и ее истории. В нашем современном кинематографе наблюдается несколько иная картина.

Полагаю что если сегодня будут снимать фильм о битве на Курской дуге, следуя логике уже отснятых картин, в центре внимания картины будет не грандиозное танковое сражение, не армады железных титанов, не доблесть солдат и командиров с обоих сторон линии фронта – в центре картины должны быть маленькие люди, их праведные и мелкие страстишки, и конечно же – как же без них?! – злостные агенты НКВД, которые будут хватать наших доблестных танкистов и всячески мешать им воевать с немцами.

В кинематографе "этих", т.е. "нашего нового кино", прежде всего, бросается в глаза мелочность и узость контекста. Мелочность и отсутствие масштаба возведены в правило - касается ли это изображения великих исторических личностей или тем паче "маленьких" людей. Современные очень талантливые актеры, не «вытягивают» своих ролей до необходимого уровня, этого не удается сделать – несмотря на толщину бюджетов и старания не менее талантливых режиссеров. Создается впечатление, что режиссеры с актерами оказываются просто неспособными перепрыгнуть через некий барьер и изобразить своих героев каким-то иным образом чтобы поднять и возвысить их образы, окутать аурой величия и тайны – т.е. сделать то что всегда удавалось делать великим режиссерам, как например, у нас, это прежде всего фильмы М.Рома и С.Эйзенштейна. Иосиф Сталин в "Московской саге", подобно мелкому купчику который в шинкарне раздает пятаки холопам, раздает звания маршалов своим генералам прямо на балу. Сталин сыгранный А.Джагарханяном в "Звезде эпохи", по меткому выражению одного из критиков скорее напоминает "старичка-Боровичка", чем сурового гения с "его нелегкой временами, крутой и властной правотой".

Личность в этом кинематографе всегда находится в непримиримом противоречии с государством и теми кто его представляет. Непримиримость эта, как правило для героев второго плана заканчивается смертельным исходом. Герои первого плана как и положено проходят все "круги ада". Как правило, зритель не видит феерического финала "по-американски", в котором победа духа личности усиливается мажорным историческим фоном, акцент в финале кинофильмов "этих" как правило, делается на победе духа личностей, индивидуумов, не благодаря, а вопреки государственной системе. При этом, "посрамление злодеев" имеет второстепенный характер, как правило исключительно ради сохранения "блокбастерной" проформы. Именно в этом и заключается главное отличие "нашего нового кино" от американского кинематографа.

Таким образом, происходит отделение личности и ее интересов от государства, более того вживляется тезис о тотальном противоречии личности и государства. Личность, если она личность - всегда противостоит государственной системе, не противостоят только лизоблюды, карьеристы и подлецы. Навязывается тезис о том, что государство и государственные служивые продажны, трусливы и порочны. Вообще говоря, это неудивительно, поскольку все "наше новое кино" по своей сути "вылезло из диссидентских штанов" и несет в себе отпечатки мировозрения диссидентов.

Согласованность и последовательность такой кинематографической концепции, наводит на мысли о различных "коспирологических" версиях такой целенаправленной атаки на сознание русского человека. Тем не менее, смею предположить, что конспирологические версии не являются здесь определяющими. Здесь имеет место зеркальный эффект. Кинематограф, кинематограф любого плана - исторического, "сериального" и пр. - всегда, главным образом отражает собственную эпоху, ее самую суть, в том числе язвы и болячки собственного времени. Более того, кинематограф, как и любое другое художественное искусство, мистическим образом приоткрывает завесу будущего собственной эпохи.

Сталинские исторические эпопеи, например "Адмирал Ушаков" или "Александр Невский", совершенно отчетливо отражают контекст грандиозной эпохи, грандиозных прорывов и исторических побед эпохи Сталина. Необходимость их идеологического и политического обоснования, потребовала обратиться к историческим авторитетам, воззвать лики прошедшей истории для обозначения "связи времен", потребовали показать историческую преемственность собственной эпохи с великими победами прошедшей истории и ее героями. И сделать это удалось. Даже классическая сталинская мелодрама "Свинарка и пастух" также отражает эмоциональное и романтическое переживание эпохи ее героями - "маленькими людьми большой единой страны".

Брежневско-андроповский сериал "17 мгновений весны", точно также, отражает свое собственное время – "старина Мюллер" и "симпатяга Шеленберг" являют собой образы безупречных партийных технократов на фоне разрушающейся и обреченной внешней среды. "Идеальные технократы", смотрят в будущее, они "отдают себе отчет" в происходящем и планируют выплыть чистыми и респектабельными господами из мутной воды грядущего безвременья. О чем этот фильм? О последних днях III-го рейха? А может быть этот фильм об СССР того времени и о его партийной верхушке? Кого на самом деле изобразила режиссёр Т.Лиознова в героях нацистских "технократов"? Может быть это прототипы будущих постсоветских "олигархов"? Технократ-чекист Штирлиц, как идеальный образ героя, как оказалось впоследствии, нарисовал нам облик будущего президента страны. А в словах Мюллера рисуется предполагаемая будущая биография нынешнего "гаранта конституции" – "на маленькой ферме с голубым бассейном"...

***

Когда-то, в 91-м, Юрий Шевчук написал свою "Актрису Весну":
<...>
Читает балет о кошмарной любви и прекрасной измене,
Танцует стихи о коварстве героев и верности крыс.
<...>

То было время когда "мочили" коммунистов и Шевчук пел о "проклятых коммунистах". Как оказалось впоследствии, на самом деле, Юрий Шевчук пел свою "Актрису весну" не о коммунистах - героем "Актрисы весны" был Борис Ельцин... Много позже Шевчук покаялся:

Съели жизнь в одночасье, десерт как всегда будет голод
Мы бросали слова в ROCK`n`ROLL как незрячих щенков
Рано утром в тумане теплом отражается холод
Блеск ненужных, и, сданных в уценку, счастливых подков...

Так что же на самом деле отражает современный кинематограф? Какие контуры будущего он рисует? До какой степени дошло разрушение общества и расщепление сознания нашего человека, если судить по кинематографу? Думаю, на эти вопросы каждый ответит сам.

p.s. подчеркну, что данная публикация ни в коей мере не является рецензией на фильм "Первый после Бога", это лишь размышления по поводу современного российского кинематографа.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
shurigin
Oct. 26th, 2005 06:47 pm (UTC)
Думаю, что всё же надо отсмотреть фильм. Без этого писать рецензию не совсем корректно. А так в принципе вполне можно опубликовать.
safiullin
Oct. 26th, 2005 08:33 pm (UTC)
Владислав, это не рецензия на фильм. Сам фильм лишь упомянут как повод для этих размышлений. Предсказать сюжет и эмоциональную окраску такого кино "зная формулу" несложно. Данная заметка это всего лишь размышления о современном кинематографе.
eastcoastsucks
Oct. 27th, 2005 03:34 am (UTC)
Очень хорошо
Было бы интересно узнать Ваш список лучших филльмов о войне (Великой Отечественной). Мне на ум сразу приходят три (порядок не имеет значение)
"Горячий снег"
"Они сражались за Родину"
"А зори здесь тихие"
metaeye
Oct. 27th, 2005 07:30 am (UTC)
Есть такая профессия - Родину защищать.
Офицеры...
В бой идут одни старики...
safiullin
Oct. 29th, 2005 10:24 pm (UTC)
Re: Очень хорошо
да не... перечилсять много очень... Дело не в количестве и не в конкретных названиях. В CCCР снималось очень много великолепного кино о Великой отечественной войне, вплоть до самой перестройки. Выделять из них лучший наверное не стоит у каждого свой вкус.
Вообще, очень-очень люблю "Проверку на дорогах" Алексея Германа. В армии это фильм был одной единственной моей видеокассетой. Просматривал этот фильм всякий раз когда заступал на дежурство. С моей точки зрения это один из самых выстраданных, самых полных фильмов о той трагедии. Я знаю этот фильм почти наизусть, каждую сцену и каждую фразу. Фильм начинается послевоенными воспоминаниями старушки о пережитой немецкой оккупации. Она каким-то спокойным голосом рассказывает об ужасах и преступлениях немцев. Далее следует сцена расстрела колонны эсесовских карателей нашими партизанами. Если еще не смотрели, очень советую. Каждая сцена, каждый эпизод пропитаны психологизмом и напряжением, как говорится выстраданы, выстраданы не просто режиссером, гениальный А.Герман лишь очень тонко отобразил величайшую драмму нашего народа.
И последняя сцена в этом фильме - встреча Локоткова и штабного полковника на улице побежденного Берлина - также меня всегда очень сильно трогает за душу. В герое командира партизанского отряда Локоткове, которого великолепно исполняет Ролан Быков, показан классический образ русского солдата, русского воина.
Сила фильма именно в том что он выстрадан. Не все фильмы о войне выстраданы. Многие фильмы снимались на патриотической, поэтической волне.
Еще вот совсем недавно попали в руки два старых советских фильма "И ты увидишь небо" и "Здесь твой фронт" Свердловской киностудии. Фильмы шикарные. Здорово задевают за душу.
"Свердловская киностудия" - честно говоря это меня поразило. Это ж надо, в Свердловске в советское время снимали кино, да еще как снимали! Кончно видны мелкие ляпы, видно что снимали на скудный бюджет, но тем не менее, - какой подбор актеров, какая режиссура! В СССР вообще в те вемена много где снимали кино - во всех национальных республиках были свои киностудии и какие! Мы ведь сейчас только понимаем насколько дорогое дело - павильоны для киносьемок, насколько дорого обходятся сами съемки. А сейчас киностудии только в Москве... и снимают пои посмотри чего...
jkl_jkl
Mar. 22nd, 2006 02:33 pm (UTC)
Лучшие фильмы о войне были сняты по горячим следам:
"Звезда" Иванова, "Летят журавли" Калатозова, "Дом в котором я живу" Кулиджанова, "Иваново детство" Тарковского.
metaeye
Oct. 27th, 2005 07:42 am (UTC)
Кому и кобыла - кино и искусство...
А что удивляться, Рахим, лысые шоумены снимают кино о ВОЙНЕ, вчерашний актер рекламы сегодня играет Гения... Это как современные музыканты-виртуозы: от Баха до Оффенбаха и все в одном флаконе (концерте, то бишь)... Потому-то, зная ФОРМУЛУ, я и не хожу на такие фильмы. И на такие концерты. Там нет не то что Духа, там атмосферы нет.

Хотел бы услышать твою оценку современного зрителя. Это ж с его подачи лепятся подобные "шедевры". Стоит только рекламу раскрутить и собрать паству закодированных баранов...
safiullin
Oct. 27th, 2005 09:08 am (UTC)
Re: Кому и кобыла - кино и искусство...
здесь я не соглашусь. И лысые шоумены и реклама и "наше новое кино" это суть отражение Эпохи, эпохи Постмодерна, в которой "все в одном флаконе" есть необходимое требование времени. Художественное искуство эпохи - это ее слепок.
Ваш взгляд на вещи эмоциональный и очень упрощенный. На самом деле все сложнее. Гораздо сложнее.
ty_214
Oct. 28th, 2005 01:37 pm (UTC)
Согласен с автором.
Возможно, причины в том, что кино делается блатной тусовкой, зачастую бездарной. И идеал для них - Голивуд. Осознавая неполноценность, они свои комплексы выплёскивают на киногероев, делая их мелкими и ранимыми людишками.
( 9 comments — Leave a comment )